Положение
о формах получения образования
в муниципальных общеобразовательных учреждениях
Трубчевского муниципального района,
реализующих общеобразовательные программы



Назад
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992г. №3266-1, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196, Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 июня 2000г. №1884, Примерным Положением о получении образования в семье, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 27 июня 1994 года № 225, Законом Брянской области «Об образовании».
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность муниципальных общеобразовательных учреждений Трубчевского муниципального района, реализующих общеобразовательные программы, (далее - образовательное учреждение) по организации образовательного процесса в различных формах.
1.3. Возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной, экстерната, индивидуального обучения на дому, семейного образования и других предоставляются на всех ступенях общего образования в целях создания адаптивной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану.
1.4. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.5. Образовательное учреждение несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование, качество образования, отвечающее государственным образовательным стандартам и соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям.

2. Содержание образования и организация обучения в различных формах
2.1. Обучение в различных формах образования организуется в соответствии с образовательной программой, уставом образовательного учреждения, учебным планом, отражающими образовательную стратегию и особенности образовательных учреждений различных типов и видов. Для всех обучающихся действуют учебный план и образовательная программа, включающие обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2.2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме.
2.3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме, в форме семейного образования, индивидуального обучения на дому, по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся конкретного образовательного учреждения.
В приказе образовательного учреждения и в личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса (группы), в котором он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.
Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме экстерната, в контингент обучающихся не зачисляются, но учитываются в отдельном делопроизводстве.
Обучающиеся, сочетающие экстернат и очную форму получения образования включаются в контингент образовательного учреждения и средства на их обучение учитываются в составе бюджетных ассигнований, выделяемых данному образовательному учреждению из муниципального бюджета.
2.4. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся по различным формам получения образования проводится в полном соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Организация индивидуального обучения на дому
3.1. На основании медицинских рекомендаций в соответствии с приказом отдела образования администрации Трубчевского муниципального района организуется индивидуальное обучение на дому.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право для обучения на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3.2. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:
в I - IV классах - 8 часов в неделю,
в V - VII классах - 10 часов в неделю,
в VIII-IХ классах - 11 часов в неделю,
в Х-ХI(ХII) классах - 12 часов в неделю.
3.3. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учетом индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей, медицинских рекомендаций.
3.4. Расписание занятий согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждается руководителем образовательного учреждения.
3.5. Фамилии, имена, отчества детей, обучающихся на дому, данные об успеваемости, переводе из класса в класс, о результатах промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, выпуске из образовательного учреждения вносятся в классный журнал соответствующего класса.
3.6. На каждого обучающегося на дому заводятся журналы индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов. На основании этих записей производится оплата труда педагогических работников.

4. Организация обучения в форме семейного образования
4.1. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в данном образовательном учреждении.
4.2. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося регулируются договором, условия которого не должны ограничивать права сторон.
4.3. В договоре указывается образовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ, финансовые взаимоотношения сторон.
4.4. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации обучающийся в семье приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации обучающихся по очной форме по расписанию образовательного учреждения.
4.5. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и графиком ее проведения.
Результаты аттестации фиксируются в классном журнале и дневнике обучающегося.
4.6. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по требованию психолога данного образовательного учреждения и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ.
4.7. Образовательное учреждение вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося не обеспечили:
- освоение обучающимся определенных договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в установленные сроки;
- явку обучающегося в образовательное учреждение в определенные договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
4.8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя муниципальных общеобразовательных учреждений до получения ребенком общего образования, либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.

5. Организация получения общего образования в форме экстерната
5.1. Реализацию прав граждан на получение общего образования в форме экстерната осуществляет любое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию. Взимание платы за получение образования в форме экстерната не допускается.
5.2. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом и организуется на всех трех ступенях общего образования в соответствии с типом и видом образовательного учреждения. Порядок реализации экстерном права на пользование библиотекой, получение консультаций, участие в олимпиадах, конкурсах, практических и лабораторных занятиях, централизованном тестировании определяется локальными актами конкретного образовательного учреждения.
5.3. Одновременное обучение и получение документа государственного образца в двух различных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования в форме экстерната не допускается.
5.4. Для прохождения промежуточной и (или) государственной(итоговой) аттестации в форме экстерната в образовательное учреждение представляются следующие документы:
1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации.
2. Личное дело или справка о промежуточной аттестации.
3. Документ об основном общем или другом имеющимся образовании для прохождения аттестации за третью ступень общего образования.
4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
5. Медицинская справка установленного образца.
При отсутствии документов, подтверждающих уровень подготовки экстерна, образовательное учреждение самостоятельно устанавливает образовательный уровень заявителя в порядке, определенном уставом и (или) локальным актом данного образовательного учреждения.
5.5. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации в качестве экстерна, порядок и формы проведения промежуточной аттестации определяются образовательным учреждением самостоятельно и организуются по предметам инвариантной части учебного плана (кроме предметов образовательных областей "искусство, "физическая культура", "технология", если эти предметы не являются профильными в данном образовательном учреждении, классе). Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год.
5.6. Если несовершеннолетний экстерн не прошел промежуточную аттестацию, то он вправе продолжить обучение по очной форме в установленном порядке. Совершеннолетний гражданин имеет право на следующий год пройти промежуточную аттестацию в учебно-консультационном пункте муниципального общеобразовательного учреждения в порядке и сроки, установленные образовательным учреждением.
5.7. Заявление о прохождении государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается не позднее трех месяцев до ее начала.
5.8. При проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии, лабораторные и практические занятия, консультации в пределах двух часов перед каждым экзаменом финансируются образовательным учреждением за счет средств фонда надбавок и доплат на основании графика учета рабочего времени и документов, подтверждающих его выполнение.
5.9. Для проведения промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании комиссии, в состав которой входит председатель комиссии, учитель по данному предмету и ассистенты-учителя (в IX классе - один ассистент, в ХI(ХII) классах - два).
5.10. Результаты промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации фиксируются отдельными протоколами с пометкой "экстернат", которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем образовательного учреждения.
К ним прилагаются письменные экзаменационные работы.
5.11. Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании государственного образца без пометки "экстернат" и фиксируется в книге выдачи аттестатов образовательного учреждения.
5.12. Документация экстерната хранится в образовательном учреждении в течение 3 лет.
5.13. При организации экстерната образовательное учреждение несет ответственность за соблюдение нормативно-правовых актов в области образования. Оно не проводит с экстерном в инициативном порядке систематических занятий и воспитательной работы.
5.14. Учебные занятия для экстерна, за исключением случаев, предусмотренных п.5.8 настоящего Положения, могут проводиться только по его желанию, в качестве платной дополнительной образовательной услуги, организуемой в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 815).
5.15. Для обучающихся, сочетающих очную форму получения общего образования и экстернат, составляется индивидуальный график посещения занятий и прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы образовательного учреждения и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.
5.16. Прохождение промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам в форме экстерната обеспечивается в том образовательном учреждении, в котором обучающийся числится. Результаты промежуточной аттестации фиксируются отдельным протоколом, который хранится в личном деле обучающегося, в журнале делается запись "сдал экстерном" и выставляется оценка за экзамен.
5.17. Экстерны, освоившие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, могут быть награждены серебряными и золотыми медалями в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими награждение учащихся.
5.18. При проведении промежуточной аттестации экстерна, претендующего на награждение золотой или серебряной медалями, содержание экзаменационного материала по каждому из 12 предметов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения должно отражать два или четыре полугодия (10 и 11 классы отдельно или 10-11 классы) и оцениваться, соответственно, двумя или четырьмя отметками в двух или четырех протоколах, датированных одним числом.

6. Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов
6.1. Обучение по индивидуальным учебным планам вводится с целью создания условий для увеличения возможностей выбора обучающимися моделей своего дальнейшего образования, обеспечения индивидуализации обучения и более полного удовлетворения познавательных потребностей и интересов обучающихся, как правило, третьей ступени общего образования.
6.2. Для организации обучения по индивидуальным учебным планам в образовательном учреждении необходимо наличие кадровых, материальных, психологических (готовность старшеклассников к обучению по индивидуальным учебным планам) условий.
6.3. Основой для разработки индивидуальных учебных планов являются уровни дифференциации обучения.
6.4. Индивидуальные учебные планы включают обязательные учебные предметы федерального и регионального компонентов базисного учебного плана, а также учебные предметы по выбору учащегося из компонента образовательного учреждения.
6.5. Количество учебных часов в индивидуальном учебном плане не должно быть более 36 и менее 29 часов в неделю.
6.6. В зависимости от выбора и количества обучающихся по индивидуальным учебным планам в образовательном учреждении могут быть определены учебные группы.
6.7. В расписании занятий выстраивается комбинация уроков, на которых задействовано наибольшее количество обучающихся.
Уроки, на которых присутствуют все обучающиеся, распределяются на 3-5 уроки, на которых присутствуют не все обучающиеся - на 1-2, 6.
6.8. С целью осуществления контроля и коррекции выполнения индивидуального учебного плана обучающегося, содержание предмета может быть разбито на учебные модули, изучение которых может завершаться зачетной или контрольной работой.
6.9. Результаты работы по внедрению индивидуальных учебных планов обсуждаются на заседаниях педагогического совета, научно-методических объединений, родительских собраниях, собраниях обучающихся. С учетом выводов проблемного анализа и результатов обсуждений проводится корректировка процесса организации работы по индивидуальным учебным планам и планирование работы на следующий учебный год.