ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
И МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ



Назад
I. Общие положения
Практика учреждений образования, история развития школы убедительно доказывают ведущую роль классного руководителя в формировании личности учащегося, раскрытии его самобытности, потенциальных талантов.
Представляется целесообразным при выборе той или иной модели классного руководства учесть уже реально существующие модели:
* классный руководитель - куратор одного класса;
* освобожденный классный руководитель;
* руководитель разновозрастного коллектива, объединения по интересам;
* куратор параллели классов и др.
Несмотря на разнообразие моделей, деятельность классного руководителя требует общего типового подхода к определению ее целей и задач, форм и методов, критериев оценки.

II. Назначение и задачи классного руководителя
Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении им культуры, накопленной человечеством, организующий в классном коллективе систему гуманистических отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальное корректирование его развития.
Деятельность классного руководителя является ключевым звеном воспитательной системы лицея, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
Классный руководитель наблюдает за индивидуальным развитием ребенка, содействует созданию условий для формирования его личности, вносит необходимые коррективы в этот процесс.
Учитывая особенности своего класса, классный руководитель добивается создания благоприятной микросферы и психологического климата в классе, а также координирует усилия педагогов (и всех взрослых в целом), влияющих на становление личности его воспитанников.
Исходя из этого можно определить следующие задачи, решаемые классным руководителем:
1. Создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
а) Организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
б) Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

III Функции и содержание работы классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Аналитическая, которая определяет следующее содержание работы:
* изучение индивидуальных особенностей учащихся;
* изучение и анализ формирования классного коллектива;
* изучение и анализ состояния семейного воспитания каждого ребенка;
* анализ и оценка воспитанности учащихся.
2. Организационно-координирующая, определяющая следующее содержание работы:
* организация и стимулирование разнообразной общественно-полезной деятельности детей;
* организация взаимодействия с семьями учащихся;
* работа с «малым» педколлективом;
* участие в создании оптимальных материально-бытовых условий воспитательной работы.
3. Коммуникативная, определяющая следующие направления деятельности классного руководителя:
* регулирование межличностных отношений между детьми;
* построение оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик»;
* содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
* помощь учащимся в установлении отношений с окружающими.

IV. Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель является для детей творцом интересных и разнообразных видов деятельности. Он учитывает особенности социальной обстановки в стране и конкретных условий школы. Классный руководитель ориентируется на формы работы дискуссионного, игрового, состязательного, творческого характера.
Необходимо отметить, что количество форм деятельности безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется.

V. Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель имеет право:
* получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
* контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
* контролировать успеваемость каждого ученика;
* координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые» педсоветы;
* выносить на рассмотрение администрации, методического совета или совета РФМЛИ согласованные с классным коллективом предложения;
* приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в лицей, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних, советы содействия семье и лицее на предприятиях, организуя решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;
* определять программы индивидуальной работы с детьми;
* вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
* выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педкадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.
Классный руководитель обязан:
* организовывать воспитывающую деятельность в классе;
* вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива;
* фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, информировать об этом администрацию и осуществлять продуманную коррекцию;
* оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
* вести документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы.

VI. Критерии оценки работы классного руководителя
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся. Определенным критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни лицее.

VII. Подготовка и общие условия работы классных руководителей
Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
* знания по педагогической и возрастной детской психологии, социальной психологии;
* знания теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;
* организаторские умения и навыки;
* коммуникативные способности;
* высокая духовная культура.
Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия.
* материально-техническое обеспечение организуемой им воспитывающей деятельности;
* организационно-методическая помощь со стороны руководства учреждения образования;
* организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства.
Положение о методическом объединении классных руководителей.
1. Методическое объединение классных руководителей - структурное подразделение внутри школьной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
2. Основные задачи методических объединений классных руководителей:
2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию учащихся.
2.3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах.
2.5. Изучение, обобщение и использование на практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
2.6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.
3. Функции методического объединения классных руководителей:
3.1. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.
3.2. Координирует воспитательную деятельность классных руководителей и организует их взаимодействие.
3.3. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания учащихся.
3.4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
3.5. Обсуждает социально-педагогические проблемы деятельности классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
3.6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
4. Методическое объединение классных руководителей ведет следующую документацию:
* список членов методического объединения;
* годовой план работы методического объединения;
* протоколы заседаний методического объединения;
* программы деятельности;
* аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля (копии справок, приказов);
* инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
* материалы «методической копилки классного руководителя».
5. Структура плана работы методического объединения классных руководителей:
5.1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году.
5.2. Педагогические задачи объединения.
5.3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:
- план сессий (заседаний) МО;
- график открытых мероприятий классов;
- участие МО в массовых мероприятиях РФМЛИ:
- другая межсессионная работа.
5.4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
- работы над темами самообразования;
- участие в курсах повышения квалификации;
- подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;
- работа по аттестации педагогов.
5.5. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
5.6. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.
6. Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей.
Руководитель методического объединения классных руководителей:
а) отвечает:
- за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
- за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
- за своевременное составление документации о работе объединения и проведенных мероприятиях;
б) совместно с заместителем директора по воспитательной работе и заведующим кафедрой методики воспитательной работы omвечaem:
* за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
* за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
* за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
* за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;
в) организует:
* взаимодействие классных руководителей - членов методического объединения между собой и с другими подразделениями лицея;
*открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
* изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;
* консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;
г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий в классных коллективах;
д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах;
е) принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей;
ж) участвует в научно-исследовательской работе кафедры методики воспитательной работы лицея, совместно с заведующим кафедрой методики воспитательной работы организует исследовательские (творческие) группы педагогов и курирует их деятельность.