2. Аналитическое обоснование программы



Назад

2.1. Уровень качества результатов обучения и воспитания
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Основой практической деятельности Красненской основной общеобразовательной школы являются:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
Закон «Об образовании»
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
Закон Брянской области «Об образовании»
Модель образования 2020.
Основная проблема, над которой работает Красненская основная общеобразовательная школа согласно Федеральной целевой программе развития -«Формирование у учащихся в процессе обучения и воспитания наиболее значимых ценностей: Индивидуальность , Творчество, Выбор, Успех»
Для решения этой задачи и разрабатывается данная Программа развития.
Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями качества обученности учащихся.

Определение качества обученности (таблица 2)

Годы 2006 2007 2008
Обученность уровень качество уровень качество уровень качество
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
I ступень 100 25 100 66 100 88
II ступень 100 22 100 30 100 43

Результаты обученности выпускников 9 класса (таблица 3)

Годы 2006 2007 2008
Обученность уровень качество уровень качество уровень качество
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
ОУ

%
9 класс 100 41 100 43 100 40

Сравнительный анализ (таблицы 2, 3) позволяет сделать вывод о положительной динамике уровня и качества обученности школьников.
Учащиеся, успешно осваивающие учебные программы, участвуют в интеллектуальных конкурсах различного уровня и вида (таблица 4).
Результаты участия школьников в конкурсах и предметных олимпиадах районного уровня (таблица4)

Участие в олимпиадах и конкурсах

Участие в
олимпиадах
и конкурсах
2005-2006 2006-2007 2007-2008
результат результат результат
Участ-
ников
Дипло-
матов
Участ-
ников
Дипло-
матов
Участ-
ников
Дипло-
матов
Районные
смотры,
конкурсы
10 5 12 5 11 5
Участие в
олимпиадах
Участ-
ников
Победи-
телей
Участ-
ников
Победи-
телей
Участ-
ников
Победи-
телей
Районные
олимпиады
5 2 7 1 3 -

По итогам проведенного в 2008 году мониторинга с целью определения образовательной направленности школы и с учетом имеющегося потенциала методической службой в качестве ведущей была избрана социально-гуманитарная направленность, отраженная в вариативной части учебного плана.
В связи с тем, что в течение многих лет коллектив школы работает без второгодничества и отсева, можно сделать вывод о том, что
система работы школы по обучению детей с различными учебными возможностями соответствует выбранной программе развития «Развитие личностных качеств учащихся в условиях сельской школы»;
качество образования (уровень и качество обученности) стабильно с тенденцией небольшого повышения за период 2005-2008 гг.
Учащиеся школы проявляют высокую социальную и творческую активность. Дружат со спортом, принимают участие в спортивной жизни не только школы, но и района. В школе работает краеведческий музей «Патриот». По результатам смотра – конкурса школьных музеев наш музей был признан лучшим в районе. Дважды ученики школы принимали участие в школьном референдуме «Вместе в будущее», где показали высокую гражданскую активность.
Учащиеся нашей школы принимали так же участие в акции «Моя малая Родина». Изучали историю своего края, проводили экологические мероприятия на территории сельского поселения. Активно участвуют в акциях «Спорт против наркотиков», «Внимание –Дети!», «Семья». В школе работает детская пожарная дружина.
В школе с 2005 по 2008 год регулярно проводится мониторинг уровня воспитанности обучающихся. Получены следующие результаты:

Уровень воспитанности учащихся в период с 2005 по 2008 гг.
Количество учащихся в %

Таким образом, наметалась тенденция повышения уровня воспитанности обучающихся во всех классах. Этому способствовал рост количества активных форм классных и школьных мероприятий, личностно-ориентированный подход к вовлечению детей в школьные дела ).

2.2. Эффективность использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных
Наша школа ставит перед собой задачу – формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Характеризуя педагогический коллектив по стажу работы (таблица5) и уровню образования (таблица 6), можно сделать вывод о работоспособности, активности и перспективности кадрового потенциала школы

а) По стажу работы (таблица 5)
1-4 года 5-10 лет 10-20 лет свыше 20 лет
1 чел. (7%) 1 чел. (7%) 5 чел. (35%) 7 чел. (50%)

б) По уровню образования (таблица 6)
Категория
специалистов
Высшее
педагогическое
Среднее
специальное
Учителя начальных
классов
2 (14%) 1 (7%)
Учителя II
ступени обучения
10 (71%) 1 (7%)

Высокий методический уровень достигается педагогами школы за счёт активного использования в своей деятельности следующих инноваций.

Таблица 7.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения – обязательное условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся и роста профессиональной компетенции педагогов.
Применение современных образовательных технологий позволило педагогам школы использовать инновационные методы оценки учебных достижений учащихся: в первом и втором классах применяется безотметочное оценивание, в 4-9 классах – тестирование, все классные руководители начинают работу по ведению портфолио, которые позволят фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения и личностный рост каждого школьника.
В ходе работы по оценке результатов интеграции новых образовательных технологий в учебный процесс методическая служба пришла к следующему заключению:
в школе оборудован компьютерный класс , для его использования составлен гибкий график;
результатом интеграции современных педагогических технологий в образовательный процесс явились положительная динамика результативности и повышение качества обученности в целом;
по результатам внутришкольного мониторинга за последние три года в 1,5 раза поднялся уровень мотивации учащихся к обучению.
Из сказанного выше следует, что вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, заложенные в Программе развития школы.
Содержательной базой информационного пространства является школьная медиатека, основу которой составили электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в количестве 57 СD- и DVD-дисков, которые содержат банк компьютерных обучающих программ : программы-репетиторы по всем предметам базового компонента, энциклопедии издательства «Дрофа» «Кирилл и Мефодий», программы-тренажеры по русскому языку, математике, физике и др. За последние три года оснащение учебно-воспитательного процесса цифровыми образовательными ресурсами значительно увеличилось.
Школа прошла 1 этап информатизации – этап накопления и создания информационно-технологической инфраструктуры школьной системы образования, включающей материально-техническую основу, информационный и научно-методический ресурс, систему подготовки педагогических и управленческих кадров. Об этом свидетельствуют следующие факты :

Оснащенность компьютерной техникой
МОУ-Красненская ООШ
Количество учащихся на 1 компьютер


Школа полностью укомплектована кадрами. Процесс обучения осуществляют 14 педагогов. Из них 13 человек (93 %) - первой категории, 1 человек (7 %) без категории ( (только закончил БГУ, стаж работы 1 год).

Доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области современных образовательных технологий (таблица 8)
2006 уч. г. 2007 уч. г. 2008 уч. г.
Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. %
4 29 3 21 5 35


Таким образом, общее количество педагогов, повысивших профессиональный уровень в области современных педагогических технологий, составляет 12 человек, это 86 % (таблица 8). К 1 января 2009 года 93 % педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

2.3. Обеспечение доступности качественного образования
Одной из задач «Стратегии модернизации образования» является обеспечение развития вариативности и доступности образовательных программ, усиление дифференциации индивидуализации образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями.
МОУ- Красненская ООШ реализует программы начального и основного общего образования. Всего в школе 7 классов-комплектов, средняя наполняемость классов – 3 учащихся

Школа работает в одну смену по режиму учебных занятий шестидневной недели, для 1 класса – пятидневной. Продолжительность уроков во 2 -9 классах – 45 минут, в 1-ом классе – 35 минут. Функционирует группа продленного дня для учащихся младших и средних классов, которую посещают 20 учащихся.
Одним из показателей доступности образования является отсутствие отчисленных учащихся до получения основного общего образования и неуспевающих учащихся за последние пять лет. Этому способствует личностно-дифференцированный подход к обучению.
Начальные классы, использующие в своей работе технологии развивающего обучения, имеют более высокий процент качества обученности учащихся, что свидетельствует о перспективности использования данных программ .
В 8-9 классах создаются условия для выбора профиля или иного варианта жизненной стратегии. Поэтому в вариативный компонент учебного плана введены предпрофильные курсы «Самоопределение», «Компьютерное делопроизводство».
На II ступени через разработанные предпрофильные и элективные курсы 100 % учащихся осваивают программы углубленного изучения по математике («Решение задач с помощью графов», 9 класс – 17 часов), русскому языку («Теория и практика сочинений разных жанров», «Знай и люби родной язык» 9 класс – 34 час), химии ( «Химия в быту» 9 класс – 17 часов) , иностранным языкам (в школе изучается 2 иностранных языка – английский и немецкий).
С 2008 года в школе разработана и внедрена целевая программа «Мы выбираем здоровый образ жизни». Еще в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У школьников в нашей школе зафиксировано: нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.) – 20%, болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие) – 13%.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне. Исследуя данные медицинских осмотров, данные о пропусках занятий по болезни, результаты анкетирования, было выявлено, что показатели общей заболеваемости растут. В 2004-2005 учебном году было выявлено, что страдают хроническими заболеваниями 58% школьников, в 2005-2006 учебном году – 63%, а в 2006-2007 учебном году – 66%. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Отсюда и простудные заболевания такие как, ОРЗ, ОРВИ, ангина. Так в 2004-2005 учебном году были подвержены простудным заболеваниям 16% учащихся, в 2005-2006 учебном году - 19%, а в 2006-2007 учебном году – 23%.
У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в школе необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательного процесса регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
В нашей местности особенно остро стоит проблема сохранения здоровья детей ещё и потому, что школа располагается в зоне со льготно-социальным статусом в связи с аварией на ЧАЭС.
Для реализации КЦП «Мы выбираем здоровый образ жизни» у школы есть все необходимые условия. МОУ- Красненская ООШ располагается в живописном месте, вдали от шоссейных дорог, в окружении фруктового сада и лесопосадок. В школе есть большой спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием, учитель физической культуры имеет 1 квалификационную категорию; работают спортивные секции: проводятся занятия по лёгкой атлетике, спортивные игры; в школе организовано двух- разовое горячее питание, так же ведутся мероприятия по витаминизации и йодонизации принимаемой учащимися пищи; при проведении учебно-воспитательного процесса учителя используют в своей практике здоровье-сберегающие технологии.
С февраля 2009 года в школе функционирует группа кратковременного пребывания дошкольников 5-6 летнего возраста. Ее цель - организация предшкольной подготовки детей по программе «Школа будущего первоклассника ». Занятия проводятся 3 раза в неделю, включая три занятия по 30 минут, с элементами обучения грамоте, математическим представлениям и развития речи, а так же с детьми ведутся занятия по развитию опорно-двигательного аппарата и эстетических представлений об окружающем мире.
В школе реализуются дополнительные образовательные услуги. Работают кружки: «Художественная самодеятельность», «Художественное творчество», «Бисерное рукоделие», «Драматический кружок», «Мир информатики», «Лексика и фразеология русского языка», спортивные секции по легкой атлетики и командным играм. Это дает свои результаты. Уже в этом учебном году учащиеся школы неоднократно становились призерами различных районных конкурсов.

2.4. Продуктивность реализации предыдущей программы развития ОУ
Первая программа развития была создана в 2004 году на срок до 2009 года, вторая программа разработана на срок до 2014 года. Из приведенной ниже таблицы 10 видно, что программы развития, реализуемые школой, имеют единую стратегическую цель и разработаны в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Таблица 10.

2.5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления с демократичностью школьного уклада
...Читать дальше

Назад