III. Организация образовательного процесса



Назад

3.1. Учреждение осуществляет развитие, обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании, самосовершенствовании и получении дополнительного образования. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке.
3.2 Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступней образования:
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года). Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет). Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также начального и среднего профессионального образования. Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
3.3. Содержание общего образования в Учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
3.4. Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Учебный план утверждается приказом директора Учреждения, согласовывается с муниципальным органом управления образованием.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график Учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вариативная часть учебного плана обеспечивается за счет индивидуально выбираемых обучающимися предметов и курсов, реализуемых на факультативных, индивидуальных, групповых занятиях, углубленного изучения отдельных предметов, организации предпрофильного обучения.
В учебном плане Учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом. Обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется согласно учебным программам. Максимальный объем учебной нагрузки определяется требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02.
3.5. Учреждение работает в одну смену по графику пятидневной рабочей недели в 1-х классах с двумя выходными днями и по графику шестидневной рабочей недели во 2-9-х классах с одним выходным днем.
3.6. Организация учебно-воспитательного процесса регламентируется расписанием занятий на учебный год, утверждаемым приказом директора Учреждения, согласованным с профкомом учителей Учреждения и территориальным отделением управления Роспотребнадзора. Продолжительность урока во 2-9 классах (академического часа) – не превышает 45 минут, в 1 классе - в соответствии с пунктами 2.9.4. и 2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02. Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02.
3.7. Правила приема граждан в Учреждение на ступени начального общего, основного общего образования определяются Учредителем в соответствии с законодательством РФ.
Зачисление и отчисление обучающихся оформляется приказом директора Учреждения. При приеме обучающихся в Учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3.8. В первый класс принимаются дети, которым исполняется шесть лет шесть месяцев на 1 сентября текущего года при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель Учреждения вправе разрешить прием детей в школу для обучения в более раннем возрасте.
Для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) на имя директора Учреждения;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- медицинская карта о состоянии здоровья ребенка, где имеется заключение медицинской комиссии о готовности ребенка к школе.
3.9. Прием обучающихся в 1-9 классы Учреждения в порядке перевода из общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, производится при наличии свободных мест в классах (до 25 человек). В этом случае, помимо документов, предусмотренным пунктом 3.8 настоящего Устава, предоставляется личное дело с годовыми оценками, заверенное печатью школы, из которой выбыл обучающийся, выписка четвертных и текущих оценок по предметам, заверенная печатью образовательного учреждения (при переходе в течение учебного года).
3.10. Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан, условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
3.11. Наполняемость классов устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью.
3.12. При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет не менее 20 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.
Учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей). В Учреждении по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.
Орган управления образованием по согласованию с Учредителем может открывать в Учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органом управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
3.13. В Учреждении в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны.
3.14. Учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
3.15. Учебный год в Учреждении, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель, для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
3.16. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается Учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.
3.17. Знания, умения и навыки обучающихся Учреждения оцениваются по пятибалльной системе «5 - отлично», «4 - хорошо», «3- удовлетворительно», «2», «1» - неудовлетворительно». Обучающимся 1-2 классов отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения этими обучающимися программы характеризуется только качественной оценкой. Для обучающихся 1 - 9 классов учебный год делится на четыре четверти, в конце каждой четверти обучающиеся 3- 9 классов проходят аттестацию по пятибалльной системе. По решению педагогического совета при одночасовой недельной нагрузке по предмету аттестация может проводиться по полугодиям. При проведении промежуточной аттестации могут быть использованы следующие формы: собеседование, тестирование, защита рефератов, творческих работ, зачеты, итоговые опросы, переводные экзамены (устные и письменные), письменные проверочные и контрольные работы и т.д. Формы проведения устной промежуточной аттестации обучающийся выбирает самостоятельно. Списки аттестационных комиссий, принимающих промежуточную аттестацию в переводных классах, даты аттестации, консультаций утверждаются директором Учреждения до 10 мая. Сроки проведения промежуточной аттестации — с 15 по 28 мая. При составлении расписания промежуточной аттестации учитывается, что в день проводится только один экзамен (аттестация) на 1-3 уроках, между двумя экзаменами перерыв — не менее двух дней на письменные и трёх дней на устные (исключая выходные дни).
3.18. Текущий контроль (устные ответы, тестирование, собеседование, письменные контрольные работы, защита рефератов, творческих работ и т.д.) успеваемости обучающихся 3 - 9 классов Учреждения осуществляется учителями по пятибалльной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал и дневник обучающегося. Промежуточные итоговые отметки выставляются за четверти, в конце учебного года выставляются годовые и итоговые отметки.
3.19. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы образования, переводятся в следующий класс. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение в Учреждении, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника Учреждения или продолжают получать образование в иных формах. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета Учреждения и оформляется приказом директора Учреждения.
3.20. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.21. Освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся Учреждения осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.
3.22. Выпускникам Учреждения 9 классов, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования: аттестат об основном общем образовании. Несовершеннолетние, обучающиеся 9 классов, не допущенные к государственной (итоговой) аттестации, а также выпускники, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или получают справку об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца. Лицам, получившим справку об обучении в общеобразовательном учреждении, предоставляется право не ранее чем через год пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме экстерната, при этом ранее проходившие государственную (итоговую) аттестацию сдают экзамены по тем предметам, по которым в справке выставлены неудовлетворительные отметки.
3.23. Выпускники 9 классов, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».
3.24. По письменному заявлению родителей (законных представителей) с учетом потребностей и возможностей личности обучающегося Учреждение организует освоение образовательных программ общего образования в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно – заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения общего образования. В соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья обучающегося Учреждение организует освоение образовательных программ на дому. Для всех форм получения общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.
3.25. Реализация всех форм получения общего образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством в области образования и устанавливается локальными нормативными актами Учреждения.
3.26. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
3.27. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
3.28. По решению органа управления Учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из Учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного Учреждения, а также нормальное функционирование образовательного Учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из Учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного Учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом общеобразовательном учреждении.
3.29 Учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Доход от указанной деятельности Учреждения используется Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в его бюджет. Учреждение вправе оспорить указанное действие Учредителя в суде.
В частности, Учреждение вправе (при оформлении соответствующих документов):
- проводить профессиональную подготовку обучающихся;
- организовывать изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
- проводить репетиторство с обучающимися;
организовывать курсы:
- по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения,
- по изучению иностранных языков,
- по повышению квалификации учителей,
- по обучению работе на компьютере;
создавать кружки:
- обучению игре на музыкальных инструментах,
- кройки и шитья, вязания, домоводства,
- танцев,
- пения;
создавать студии, группы, факультативы, работающие по программам дополнительного образования детей:
- по обучению живописи, графике, скульптуре, народным промыслам,
- по изучению истории мировой культуры; декоративно-прикладному творчеству,
- по хореографии;
- создавать группы по адаптации детей к условиям школьной жизни, подготовительные к учебе в Учреждении группы для детей, которые не посещали школьные образовательные учреждения;
- создавать спортивные и физкультурные секции, группы здоровья.
3.30. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
- жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного Учреждения во время образовательного процесса;
- нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения;
- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Назад